Последнее время все чаще меня спрашивают про развитие командного духа и о тех шагах, которые необходимо делать на пути к общему взаимопониманию. И я прекрасно понимаю, современная тенденция рынка такова, для успеха нужно иметь отличную команду, которая работает сверх продуктивно и не теряет время и сил на внутренние разногласия и разные перепалки.
Ну что, попробую рассказать о своей практике. С детства, я воспитывался в командном спорте и не понаслышке знаю, как важен командный дух. Я помню те времена, когда было все очень плохо с работой и в стране в целом. Мы играли за простой заводской клуб РТИ, державшийся только на нашем тренере, которому, в силу каких то странных причин, было не все равно на нас.
Нас, команду детей заводских рабочих, воспитывали исключительно на командном духе и уважении всех членов команды. И учитывая, что нам не всегда хватало мечей для тренировки (я занимался футболом), мы всегда побеждали и громили профессиональные серьезные команды. А когда наших игроков переманивали в другие клубы, они сразу переставали нормально играть.
В чем была загадка? Мы были игроками профессионального уровня? Нет. Мы были простыми парнями, которые готовы были порвать любого за свою команду, мы выходили на поле и понимали, что нам плевать как играет наш противник, нам нужно было только одно — знать, что рядом с тобой игрок твоей команды, твоей семьи…
Что же делал тренер? Он покупал витамины зимой тем, у кого не было средств на это. Если косячил член команды, наказывали всех. А еще нам покупал булки и молоко и мы ели всей командой в перерыве между тренировками, сидя на газоне и это были лучшие воспоминания… Мы ездили на сборы и когда возникали конфликты с другими командами (а у мальчишек они бывают всегда) он учил нас решать их командой ну или драться всей командой.
Как любят говорить, много воды утекло с этого времени, но понимание силы командного духа мне въелось в сознание очень сильно и четко!
Постараюсь расписать, как именно поднимать командный дух в 11 шагах:
1. Даже если вы руководитель, не стоит ставить себя выше своих подчиненных. Да, вы несете ответственность, подчиненные должны выполнять ваши требования, но это не дает вам морального права ставить себя выше другого.
Пример: Если вы классический руководитель и считаете, что все тупые, а вас такого молодца подняли в должности, то вы лучший! Скажу вам, видимо ваше начальство ошиблось… Причем очень жестко!
2. В первую очередь для себя, осознайте важность командной работы. Еще с древних времен все говорят: «Один в поле не воин» и я полностью согласен с этим фактом. Хорошей команде все «по плечу».
Пример: Несколько лет назад я занимался развитием одного из проектов от компании Google. Вначале, когда мы изучали его на примере зарубежного опыта — это было круто. Но Российский рынок принял это не так красочно. Продаж практически не было и вставал вопрос о том, что надо прикрывать все направление. Было жалко, я посвятил этой работе год и не хотел все заканчивать. На тот момент я сидел в отдельном, от продажников, кабинете с другими ТОПами (такова была идея моего руководителя). Я понял, что этот кризис мы можем преодолеть только вместе с теми людьми, кто трудится в полях. Первое, что я сделал — взял маленький стол и переехал в отдел продаж обратно. Второе, начал работать с каждым менеджером по его клиентам, начал подсказывать и активно участвовать во всех переговорах. Ребята это приняли на Ура! Всего за пару недель мы так сплотились, что нас было уже не остановить. Как результат, мы сделали самые высокие продажи и было принято решение не то что бы нас ни закрыть, а выделили нам ресурсов для расширения!
3. Уладьте все разногласия в коллективе. Я понимаю, сейчас скептики начнут говорить о том, что невозможно убрать все разногласия и я соглашусь. Нет отношений без ссор, но их нужно минимизировать. Должны быть четкие правила, которые могут решить 98% конфликтов. И, поверьте, это возможно!
Пример: Когда я только пришел работать в новую компанию, отдел продаж был заброшен. Все были каждый сам за себя и делили базу целыми днями. Было странно, ведь там работали настоящие профессионалы. Я по сей день работаю с ними и хорошо общаюсь и не могу нарадоваться, что мне так повезло. Но в отделе не было четких правил, решалось все либо наобум, либо в пользу старого РОПа. Казалось, что о командном духе можно забыть. Первое, что я сделал, после изучения специфики бизнеса, установил четкие правила. Вместе с ребятами мы подготовили регламент, в котором были прописаны все нюансы работы, после чего, каждый его подписал своей рукой и был обязан соблюдать. А из-за того, что мы писали его вместе, в будущем никто не мог возмущаться, т.к. каждый приложил руку к этому регламенту. Как следствие, в течение месяца ссоры прекратились и началось активное движение по формированию командного духа!
4. Поощряйте идеи и предложения. Я понимаю, что эта мысль «баян», но 8 руководителей из 10 этого не делает.
Пример: В современных реалиях не всегда получается поощрять людей материально. Но это и не требуется. Лучшая награда — это искреннее внимание и подбадривание. Причем, я люблю это приукрашать «крепким словцом»: «Черт, да ты нереально крут» или «Мать его, а ведь он это реально сделал!», примеров миллион, но к сожалению не все это делают.
5. Начните устраивать встречи командой. Раз в пару недель можно сходить в бар или просто делайте перерывы в работе и общайтесь всей командой на отвлеченные темы.
Пример: Когда вы работаете с человеком, вы видите его с одной стороны, когда вы пьете вместе пиво, человек открывается совсем с другой. Как руководитель, зная все грани человека, проще с ним общаться и работать.
6. Продумайте систему вознаграждений за определенные задачи или лучшие показатели.
О нашей системе я писал подробно в статье: http://u34932.netangels.ru/нематериальная-мотивация-отдела-про/
7. Главный совет — завидите маркирную доску в отделе. Я серьезно! Я не всегда понимаю, что на ней писать, но она обозначает главное — центральное место у вас в офисе, что дает вашей команде место для собраний. И как подсказывает практика, имея маркирую доску, вы всегда найдете что на ней писать.
Пример: У нас все знают, что маркерная доска в отделе — лобное место. Все её постоянно просматривают и вот… Был тяжелый месяц и нам очень прилично не хватало до плана. Что я начал делать, на доске написал сумму, которой нам не хватало до плана, и каждый день начал её зачеркивать и писать новую с учетом ежедневных поступлений. А менеджерам объявил, что для нас это вопрос чести, это наше Ватерлоо. В этот месяц мы перевыполнили план на 15 железных рублей. Как мы это праздновали, а таких высоких результатов за несколько дней никогда не было.
8. Как говорил герой одного американского фильма своим солдатам: «Я требую от вас много, но и даю не мало! Вот вам пиво, а вот вам забава! Развлекайтесь, это мой приказ!». К чему это я? Позволяйте делать управляемые послабления. Повесьте дартс или баскетбольное кольцо, чтоб люди могли отвлекаться от постоянной работы и чуть расслабляться. Естественно, все должно быть в рамках.
Это не нужно делать с глухим лицом. Вы принесли подарок. За отличную работу самому лучшему коллективу, поверьте ребята будут очень рады. Я всегда был сторонником того, чтоб менеджеры сами обустраивали свой отдел. Теперь у нас есть кресло-мешок и дартс и ты себя чувствуешь, как дома. Ведь работать целый день в сером, банальном офисе очень тяжело…
9. Защищайте своих специалистов. Не давайте в обиду, другим руководителям других отделов, а иногда и от высшего начальства. Понятно, что это надо делать не слепо, но в те моменты, когда вы понимаете, что нападки необоснованны — защищайте.
Пример: У нас в отделе все знают, что все должно быть честно и справедливо. Если нарушаются права одного из нас, то мы заступаемся все вместе, а это уже и есть командный дух. Т.к. у руководителя больше полномочий и возможностей отстоять права, поэтому именно вы должны не давать в обиду своих подчиненных.
10. Приучайте к тому, что каждый специалист должен работать не только на себя, но и команду. Если к вам в отдел продаж звонит клиент и спрашивает менеджера, которого сейчас нет на месте — это не значит, что надо прокатить этого клиента, если он не ваш. Продай за другого, сделай приятное и к тебе обязательно вернется все добро!
Пример: Ох как это не легко! Когда я пришел, было одно правило, если менеджера нет на месте и позвонил его клиент, мы должны записать ФИО и контактный телефон и когда менеджер вернется, то он перезвонит. Я стал с этим бороться! Каждый звонок, который идет к нам должен быть продажей! За то время, пока менеджер вернется и перезвонит может мир перевернуться, а клиент уйдет! Поэтому, надо продавать здесь и сейчас. Но кому охота возится с чужим клиентом? Началось с того, что я сам начал продавать за других, а потом торжественно передавать счет или заказ менеджеру. Естественно ему было очень приятно и он тоже хотел побыть в роли такого победителя — добродетеля. Как итог, через месяц мы с огромным рвением продавали не только для себя, но и для товарища!
11. Мозговой штурм! Разбирайте сложные ситуации все вместе. У нас весит та самая маркерная доска, про которую писал ранее, и всех тяжелых клиентов и ситуации мы разбираем на ней и все вместе.
Пример: Большинство коммерческих предложений, идей мы придумали сообща. Когда рынок в очередной раз трясло, мы приняли решение звонить по постоянным клиентам. У нас в компании, как я писал ранее в постах, есть отдел по работе с постоянными клиентами и отдел продаж. Отдел продаж не работает с постоянными клиентами, но для увеличения продаж мы решили пойти на этот шаг, допродавать постоянным клиентам дополнительные услуги. Встал вопрос, а как им звонить? Как представляться? У них есть личные менеджеры, которых они знают давным-давно, а вот мы им чужие и можем только зря злить своими до продажами. И ребята сами придумали крутейший ход. Мы звонили «По программе лояльности» и узнавали, как им продукт и между делом продавали. Это было круто, т.к. повысили лояльность постоянных клиентов до небес и заработали денег.
Самое интересное, для руководителей построение командного духа всегда дается по-разному. Кто-то может встать на стол и махать шашкой и люди пойдут за ним, а кто-то может делать все, разве что только на ушах перед подчиненными не ходить, и у них ничего не получится.
Где бы я не работал, для меня, поднятия командного духа никогда не было проблемой. Вопрос в харизме или в простых шагах, которые я описал, я не знаю! Думаю, что все в совокупности. Но вы не должны быть амебы, хладнокровны и зазнавшиеся. Покажите вовлеченность, добавьте «крепкого словца» и будьте честны, люди пойдут за вами и вы можете сплотить любой коллектив!
Как пример, когда в конце 2014 года экономику начало сильно лихорадить, а доллар подскочил до небес, когда телефоны в отделе продаж замолчали, пик нашего командного духа был велик и мы прошли все проблемы с минимальным падением. Мы понимали, что не зависим от внешних факторов, т.к. мы профессионалы, а любые проблемы разберем вместе и все преодолеем. Так и произошло.
Понимайте, что любое изменение дается тяжело и воспринимается в штыки! Выстраивание командного духа — дело не легкое и требует системности. Начните с маленьких шагов и двигайтесь целенаправленно, преодолевая все сложности и будет вам счастье.
P.S. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы!